Бронетранспортер БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б) является плавающей четырёхосной (восьмиколёсной) машиной со всеми ведущими колесами, предназначенной для размещения и работы экипажа в количестве 10 человек.
БТР-60ПБ являлся модернизированным вариантом БТР-60ПА. Был разработан в 1962-1964 годы СКБ КЭО ГАЗ под руководством заместителя главного конструктора завода В.А. Дедкова и принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 29 июня 1964 года. Серийное производство машины осуществлялось с 1965 по 1976 годы на Горьков­ском автозаводе и Курганском заводе колесных тягачей. Пере­дача части производства БТР-60ПБ в Курган началась в 1967 году.

Основным отличием бронетранспортера была установленная на крыше бронекорпуса вращающаяся коническая бронированная башня со спаренной установкой 14,5-мм пулемета КПВТ и 7,62-мм пулемета ПКТ. Пулеметная установка имела перископический прицел и ручной привод наведения. Горизонтальный угол обстрела – 180°, вертикальный угол обстрела – от -5° до +30°. Предусматривалась установка ПНВ у командира и водителя.

Для подразделений пожарной охраны на БТР в простейшем варианте на крыше башни на месте КПВТ монтируется рама для установки стандартного переносного лафетного ствола, вертикальное наведение которого обеспечивается тягой, соединяющей ствол со штатной маской. Подача воды осуществляется через крышу башни, причём конструкция этого узла позволяет башне свободно поворачиваться почти на 360°. При необходимости машину также оборудуют приборами контроля для ведение радиационной, химической и биологической разведки.

Бронетранспортер пожарный БТР-60ПБ применяется для ведение радиационной, химической и биологической разведки, проведения дозиметрического и химического контроля, а также предназначен для тушения пожаров в условиях повышенной опасности: на нефтехранилищах, складах боеприпасов, АЭС и т.п. объектах. В период весеннего паводка используется для эвакуации населения из затопляемой зоны.