Пожарный рукав – это гибкий трубопровод, предназначенный для транспортирования огнетушащих веществ, оборудованный при эксплуатации в расчете пожарной машины, а также в составе пожарного крана пожарными соединительными головками.

По своей сути пожарные рукава это тот же трубопровод (сухотруб) с присоединенными пожарными головками, только гибкий, по этому эму также свойственны потери напора (который обязательно необходимо учитывать) и другие законы применимые в гидравлике. Но сейчас не об этом. На сегодняшний день в странах СНГ присутствует три вида пожарных рукавов, а именно (подробнее по клику):
всасывающие;
напорно-всасывающие;
напорные.

Всасывающие

Всасывающий пожарный рукав это рукав более жесткой конструкции целевое применение, которого практически ни чем не отличается от напорно-всасывающих рукавов. Предназначен для забора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса и транспортирование ее для пожаротушения. Отличаем всасывающих рукавов является более усиленная конструкция рукава, который состоит из: внутренней резиновой камеры;
двух текстильных слоев;
проволочной спирали;
промежуточного резинового слоя и внешнего текстильного слоя.

Длина всасывающих пожарных рукавов также как и напорных является стандартной и зависит от конструктивных особенностей пожарных автомобилей, вследствие чего длинна всасывающего рукава (напорно-всасывающего) составляет 4 м. Данный тип рукавов располагается в пеналах на крыше АЦ (что характерно для отечественных автомобилей), на современных зарубежных марках, а также некоторых отечественных пеналы уже располагаются непосредственно на уровне насосного отсека, что намного удобнее.

Напорно-всасывающие

Напорно-всасывающие рукава предназначены для забора воды из водоисточников, пожарных гидрантов и другим систем противопожарного водоснабжения с помощью пожарного насоса и транспортирования для нужд пожаротушения. Так как для забора воды в полости рукава необходимо создать вакуум, насосом АЦ, основной конструктивной особенностью данного типа пожарных рукавов является наличие металлического каркаса из стальной проволоки покрытой грубым текстильным кожухом. Напорно-всасывающие рукава производятся диаметром от 50 до 200 мм. Рукава меньшего диаметра Так как рукава имеют жесткую конструкцию и достаточно большой диаметр для более качественного их соединения между собой и патрубком автомобиля необходимо использовать ключи типа К-80, К-150, где значение соответствует диаметру условного прохода рукава.в основном используются для перекачки специальных жидкостей, таких как пенообразователь, масла и т.п.

Напорные

Название «напорные пожарные рукава» говорит само за себя (так в принципе и со всеми другими рукавами), то есть это рукава, по которым непосредственно подают огнетушащий состав к пожарному стволу (под давлением порядка 2-8 атмосфер) и далее на тушение через пожарный ствол. Другими словами определение звучит так – предназначены для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением для пожаротушения. Напорные пожарные рукава это наиболее распространенный вид пожарных рукавов, так как такими рукавами в обязательном порядке укомплектовываются пожарные автоцистерны, пожарные поезда и корабли, пожарные кран-комплекты и они нашли свое широкое применение и в других сферах деятельности человека. Как было сказано напорные пожарные рукава располагаются в АЦ предварительно смотанные в одинарную или же двойную скатку, есть варианты хранения на специальной