Существует много видов пожарных машин, здесь речь пойдет про основную пожарную машину, которая предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарного оборудования и для подачи огнетушащих средств в очаги пожара.
К основной кабине жестко крепится кабина боевого расчета, который состоит, как правило, из 6 человек.

За кабинами, в "недрах" автомобиля находятся две емкости: одна для воды (обычно 7000-9000 тыс. л), другая для пенообразователя. Для подачи воды и пенообразователя предназначены насосы, которые работают от двигателя автомобиля. В зависимости от типа горящего вещества пожарными задается концентрация пенного раствора, который подается к источнику возгорания.

Пожарный насос может подавать воду как из внутренней емкости, так и из внешнего источника (пожарный гидрант, водоем), максимальная производительность - около 40 л/сек. Насосная установка может размещаться, как в задней части автомобиля, так и в центре. Передача мощности от двигателя к насосу осуществляется через дополнительную трансмиссию, состоящую из коробки отбора мощности и карданной передачи.
На современных пожарных машинах практически все процессы автоматизированы: нажатием кнопки можно заполнить насос водой, управлять работой насосов и задвижек, что позволяет сэкономить драгоценные секунды.

В систему охлаждения двигателя пожарных машин врезан дополнительный теплообменник, который подогревает насосное отделение и воду в баке зимой и охлаждает двигатель автомобиля и пожарный насос летом. В кабине боевого отделения, как правило, установлен резервный бензоэлектрический отопитель.
Компоновка пожарного автомобиля позволяет возить с собой большое количество спасательного оборудования. Это и запас рукавов (от 300 до 1000 м), и пожарные лестницы, и различная оснастка, в общем все, что необходимо для тушения пожара.